Каковы тенденции развития корпоративной благотворительности?
Тенденции развития благотворительности обсудили участники VII ежегодной конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости» в отеле «Мариотт Роял Аврора».
Как сообщает АСИ, исполнительный вице-президент, руководитель комплекса корпоративных коммуникаций АФК «Система» Ирина Потехина сформулировала четыре стадии развития бизнеса и, соответственно, корпоративной благотворительности.
Первая – «джунгли» ( захват территорий, ориентированный на быстрый результат). На этом этапе благотворительность носит эмоциональный характер, решения принимаются спонтанно, отсутствует связь с бизнес-целями.
Вторая стадия – «деревня» (происходит освоение захваченных «бизнес-территорий»; предпринимаются попытки придать благотворительной деятельности плановый характер). На этом этапе благотворительность начинает решать PR, GR и HR-задачи.
Третья стадия – «город» (высокая формализация процедур и культура управления).
Благотворительность в такой компании принимает характер стратегических социальных инвестиций. При этом для инвестирования выбираются объекты, близкие к стратегии бизнеса.
Наиболее развитая стадия – «цивилизация». Такая компания отличается высоким уровнем самоорганизации, инвестирует в наиболее «проблемные» для общества сферы. И. Потехина уверяет, что в России немало компаний, которые находятся как на первой, так и на второй стадии эволюции. Существуют компании – представительницы крупного бизнеса, которые «застряли» между двумя последними стадиями эволюции. Чтобы достигнуть уровня «цивилизации», необходима развитая социальная среда, считает эксперт. При этом, по ее словам, «социальная среда не видит бизнес в качестве полноправного партнера». Большинство благополучателей хотят получить средства от компании и «осваивать» их самостоятельно, без участия бизнеса. В то же время, как заметила эксперт, бывают случаи, когда средства расходуются нецелевым образом. Директор Агентства социальной информации Елена Тополева считает, что крупные компании с развитой культурой корпоративной благотворительности стараются исключить ее из сферы своей деятельности.
«Они считают, что благотворительностью должны заниматься частные лица, рядовые граждане или собственники тех же компаний, но в частном порядке, компании же должны заниматься социальными инвестициями, развитием местных сообществ, но не филантропией», — отметила Е. Тополева. В то же время, согласно исследованиям, в обществе растет интерес к благотворительной деятельности: россияне хотят больше знать о ней, а некоторые готовы к участию в благотворительных инициативах.
По мнению Е. Тополевой, бизнес должен поощрять это стремление граждан. Например, если сотрудник готов пожертвовать часть зарплаты той или иной НКО, компания может удвоить эту сумму. НКО в свою очередь должны привлекать внимание граждан к своей деятельности, стимулировать их сделать пожертвование (сегодня некоммерческие организации не рассматривают граждан в качестве основных доноров). А государство — создавать условия для благотворительной деятельности, в частности, путем введения налоговых преференций. Если эти «три игрока» не будут предпринимать усилий по развитию благотворительности, граждане, готовые стать благотворителями, просто «перегорят».